назадПочтаСправка

  Передовой педагогический опыт СправкаПочтавперед

Развитие познавательной активности  учащихся на уроках биологии.

Учитель Черепанова Светлана  Анатольевна.

1.Условия возникновения и становления.

Опыт формировался на базе общеобразовательной школы № 68 г. Барнаула, в 6-10 классах на протяжении 5 лет. Учитель имеет высшее образование стаж работы 18 лет.

2.Актуальность и перспективность.

В ходе формирования опыта решались следующие противоречия

-сложность учебного материала с одной стороны и необходимость включения в работу на уроке всех учащихся с учетом их реальных возможностей.

-формирование активной личности и преодоление формализма в знаниях учащихся. Невозможно сформировать гармонично–развитую личность без активного участия самого ребенка. Эффективно усваивается лишь то учебное содержание, которое стало предметом активных действий. В результате применения данного опыта не только разрешаются данные противоречия, но и формируется положительная мотивация учения, повышается интерес учащихся к предмету.

3.Теоретическая база.

Опыт основан на использовании теории развития познавательного интереса Г.И. Щукиной и технологии уровневой дифференциации. Познавательная активность является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьников. Новизна – стимул появления любого, и особенно познавательного интереса, процесс становления познавательного интереса, углубление его, связан с неоднократным обращением к предмету интереса личности. Происходит озарение, приносящее личности новые радости познания, а с ними вместе и осознание своего развития. Важнейшими стимулами развития познавательной активности являются фактор значимости приобретенных знаний и умение самостоятельно осуществлять их активный поиск. Учитель при этом должен учитывать реальные возможности каждого ребенка, а это невозможно без опоры на личностно-ориентированные технологии обучения, одной из которых является технология уровневой дифференциации. Использование ее на уроках позволяет достичь более высоких результатов обучения, сформировать положительную мотивацию, снять психологический барьер перед сложностью усвоения и страхом  оценивания своей работы.

4.Новизна.

Уровень новизны определяется умением учителя комбинировать выше перечисленные технологии, создать такие условия обучения, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся.

5.Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках биологии средствами познавательных задач и заданий, постановкой проблемных вопросов, использованием игровых моментов, выполнением творческих работ, привлечением художественной литературы. Понимая, что только знания рождают жажду познания, Светлана Анатольевна тщательно и творчески подходит к отбору содержания уроков биологии. Учитель стремится вовлечь в активную работу всех учащихся, развивая творчество, формируя навыки работы с учебником, дополнительной литературой. Активизации познавательного интереса способствует и проведение зачетов по технологии У.Д., дифференцированный характер заданий, их открытость и  доступность, право выбора на уровень своего образования.

6. Технология опыта.

По мнению Черепановой С.А. эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют учащиеся в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности более глубокие и осознанные. Для вовлечения в работу всех учащихся с учетом их реальных возможностей учитель использует следующие виды и формы работы

постановка проблемных вопросов (приложение №1)

игровые моменты (приложение №2)

привлечение художественной литературы (приложение №3)

творческие задания (приложение №4)

зачеты (приложения №5).

7. Результативность - мотивация учения, выросла творческая активность учащихся. В результате выполнения творческих работ накоплен материал по темам в 9,10,11 классах, повысилось качество знаний, учащиеся регулярно являются победителями олимпиад в районе, разработаны уроки по технологии уровневой дифференциации в 9 классах, выступления учащихся в научно-практической конференции г.Барнаула отмечено дипломом.

8.Адресная направленность.

Опыт имеет практическую значимость для учителей естественно-математического цикла, особенно для учителей биологии, может быть применен учителем, владеющим теорией развития познавательного интереса и технологией уровневой дифференциации.

9. Трудоемкость.

В процессе работы учитель столкнулся с рядом затруднений

-тиражирование зачетного материала.

-отсутствие учебников по технологии У.Д.

-наличие устаревших таблиц, микроскопов.

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.

Учитель Девянина Галина Анатольевна

2.Условия возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях городской школы , расположенной в микрорайоне Петровском г.Барнаула в 8 классах, которые были взяты с 5го класса \3 года обучения\ Школа находится в рабочем районе города, состав родителей в своем большинстве - рабочие, частные предприниматели, как правило со средним образованием. Школа работает в две смены. Опыт создавался учителем русского языка и литературы Девяниной  Галиной Анатольевной. Становление опыта происходило в процессе изучения методической литературы, опыта других учителей, традиционных и инновационных педагогических технологий, внесения изменений в технологию отдельных методов  обучения, контроля.

2. Актуальность и перспективность.

Механизм активизации познавательного интереса заключается в том, что ученик от внешнего стимулирования учителя переходит к внутреннему, т. е. самостоятельному развитию и воспитанию. В процессе активизации познавательной деятельности у учащихся происходит становление самосознания, мотивации, подключение эмоциональной сферы, осуществляется внутренняя перестройка личности учащегося  на цель деятельности, личностное принятие цели. Современные подходы к обучению и воспитанию заставляют учителя не просто поставить цель, но и так передать ученику ее смысл, значимость, чтобы его личностные резервы были мобилизованы для ее достижения. Опыт направлен на преодоление следующих трудностей

-потеря интереса к предмету.

-сложность учебного материала с одной стороны и необходимость включения в работу на уроке всех учащихся с учетом их реальных возможностей. Актуальность опыта - решается противоречие между наличием негативного отношения к урокам русского языка и необходимостью осознания значимости занятий русским языком, между трудностями изучения русского языка и активной творческой деятельностью учащихся, развивающейся в результате применения опыта. Опыт позволяет повысить мотивацию учения и качество знаний.

3. Теоретическая база опыта.

Опыт основывается на теории активизации умственной деятельности учащихся Шамовой Т.И. и теории развития познавательного интереса Г. И. Щукиной. По мнению Татьяны Ивановны, целью обучения является не только овладение учащимися ЗУН, но и формирование ведущих качеств их личности. Одним из таких качеств познавательной активности, которое проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, является  стремление к эффективному овладению знаниями. Активность выступает как средство достижения целей. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. По мнению Шамовой Т.И., существуют 3 уровня активности

1 воспроизводящая (характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести)

2 интерпретирующая (характеризуется стремлением ученика к выяснению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессом)

3 творческая ( характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этой цели новый способ, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые ученику не были известны.

4. Новизна опыта.

Заключается в адаптации теории Шамовой Т. И. И Щукиной Г.И. к обучению русскому языку и литературе. Активизации познавательного интереса учащихся способствуют создание проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов ( вопросов викторин ), требующих не только знания материала, но и умственных усилий. Учитель разработал систему викторин с учетом подготовленности учащихся , их потенциальных возможностей.

5. Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта заключается в активизации познавательного интереса учащихся, развитии творческой мысли средствами с помощью различных познавательных заданий ( викторин, ребусов, кроссвордов и т. д. ),постановкой проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, выполнение творческих работ. Увлечение познанием зависит не только от того, насколько ученику интересна информация, но и от степени участия учащегося в учебном процессе. Это позволяет учащимся не только воспользоваться своим жизненным опытом, но и проявить себя в творчестве.

6. Технология опыта.

Основная цель – развитие познавательного интереса. Реализация этой цели осуществляется через использование взаимосвязанных компонентов

1 Выполнение заданий творческого характера (см. Приложение 1 )

2 Индивидуальные, групповые формы работы.

3 Проведение викторин (см. Приложение 2 )

4 Сочетание внешнего контроля с взаимо  и самооценкой учащихся.

7. Результативность.

В результате работы Галины Анатольевны у учащихся повысился интерес к предмету, значительно возросла активность ребят на уроках русского языка и литературы. Плодом коллективного творчества учащихся и учителя стали альбомы по жизни и творчеству А.С. Пушкина, составлены викторины по различным темам.

8. Адресная направленность.

Опыт может быть применен учителями русского языка и литературы, особенно в 5,6,7 классах.

9. Трудоемкость.

Трудоемкость опыта незначительна, уменьшается по мере накопления материала.

Использование технологии уровневой дифференциации в преподавании математики.

Учитель Карышева Мария Васильевна

1.Условия возникновения, становления опыта.

Опыт формировался в условиях городской школы Железнодорожного района г.Барнаула, в 5-10 классах в течение 7 лет. Школа находится в рабочем районе города, состав родителей в своем большинстве –рабочие, частные предприниматели, как правило со средним образованием. Школа работает в две смены, в ней обучается более 1200 учащихся. Учитель Карышева Мария Васильевна имеет высшее образование.

2.Актуальность и перспективность .

Формирование всесторонне развитой личности невозможно без учета индивидуальных возможностей каждого ребенка. Технология У.Д. предполагает осуществление следующих принципов

-преемственность в  образовательном процессе.

-реализация  прав ученика на выбор уровня.

-формирование положительной мотивации учения через посильность требований, открытость, доступность, изменение системы оценки.

-развитие каждого учащегося.

Использование данных принципов в обучении позволяет разрешить противоречие между достижением обязательного уровня обучения с одной стороны и разным уровнем способностей и возможностей с другой стороны.

3.Теоретическая база опыта.

Дифференцированное обучение опирается на  технологию личностно-ориентированного обучения, которая предполагает

-наличие положительной мотивации у учащихся.

-целеполагание учащихся (осознание того, что я делаю, зачем и как)

-развитие осуществляется в процессе деятельности.

-субъект-субъектные отношения  учителя  и ученика.

-каждый ребенок занимается в меру своих возможностей с индивидуальным темпом усвоения.

-открытость и доступность требований снимает психологический дискомфорт.

4.Новизна.

Новизна опыта заключается в том, что учащийся сам выбирает уровень своего обучения, при этом все достигают обязательных результатов. Обучение осуществляется на основе субъектных отношений с учетом возможностей и потребностей, а также правом выбора каждого ребенка.

5.Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта заключается в индивидуализации процесса обучения на уроках математики через использование технологии У.Д. Эффективность обучения во многом зависит от индивидуального подхода к учащимся, поскольку процесс усвоения знаний является индивидуальным, зависящим прежде всего от реальных учебных возможностей учащегося.   Индивидуализация  процесса обучения реализуется через  уроки-зачеты; использование дифференцированных заданий по каждой теме. В ходе формирования опыта учителем разработано:

-методика уровневой дифференциации для преподавания в 10-11х классах.

-Тексты зачетов для 10-11классов,тексты подготовительных вариантов к зачетам.

-Собран дифференцированный материал для 5-9 классов и для классов математического профиля.

6.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Достижение каждым ребенком обязательного уровня и его развитие в процессе обучения реализуется через использование следующих компонентов:

1.Блочная подача материала позволяет увеличить время на отработку материала.

2. Использование различных форм работы (в группах, в парах, в четверках) позволяет повысить активность учащихся.

3.Свою задачу учитель видит в том, чтобы помочь ученику овладеть ЗУН И сделать правильный выбор своего уровня.

4.Положительная мотивация обучения достигается за счет открытости и доступности результатов обучения, возможности улучшить свои результаты.

5.Учет индивидуальных возможностей каждого ребенка позволяет продвигаться ему в индивидуальном темпе, снимая психологический барьер.

.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В результате работы Карышевой М.В. по технологии У.Д. у учащихся повысился интерес к предмету, ребята с удовольствием занимаются на уроках, повысилось качество знаний, ребята  старших классов занимаются в математическом колледже при АГУ, ежегодно занимают призовые места в олимпиадах ,все подтверждают школьные отметки на вступительных экзаменах в Вузы. Процент  поступления составил: 1998-1999 у.г.- 85% , 1999-2000 у. Г. –100%.

8.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт может быть применен учителем математики, использующим в своей работе технологию уровневой дифференциации.

9.ТРУДОЕМКОСТЬ.

На этапе становления опыта трудозатраты велики:

-необходимо полностью пересмотреть планирование,

-разработать ОРО по всем темам

-разработать зачеты и тренировочные работы,

-создать банк дифференцированных заданий по каждой теме,

-больным вопросом является размножение материала (ОРО, зачеты и т.д.) По мере накопления материала и формирования опыта трудоемкость уменьшается.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К  НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ.

Учитель Рубцова Нина Георгиевна

1.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА:

Опыт формировался на базе общеобразовательной  муниципальной школы № 68 г.Барнаула. Школа расположена в спальном районе города, в своем большинстве родители-рабочие, частные предприниматели, как правило со средним образованием. Школа работает в две смены, в ней обучается около 1200 учащихся. Опыт создавался учителем высшей категории Рубцовой Н.Г., имеющей высшее образование и стаж работы 12,5 лет, работа велась в 5-11 классах.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ:

Опыт направлен на разрешение следующих противоречий:

-наличие программных требований к изучению иностранного языка и разному уровню реальных учебных возможностей каждого школьника.

-уменьшение количества  часов иностранного языка в учебном плане .

Формировать личность в развитии, выявить способности ребенка, помочь развивать их – вот основная задача учителя. Опыт актуален еще и потому, что при делении учащихся в 5-х классах на две подгруппы: английскую и немецкую, в немецкую группу идут дети с более слабой подготовкой. Поэтому перед учителем стоит задача не просто сформировать ЗУН на уровне программных требований с учетом способностей каждого ребенка, но и развивать и поддерживать познавательный интерес на протяжении всего курса обучения с 5го по 11 класс.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.

В своей работе Нина Георгиевна опирается на теорию развития познавательного интереса Г.И.Щукиной. Познавательный  интерес – ценнейший мотив учебной деятельности  школьников.  У учащихся вызывает интерес и позволяет управлять им – занимательность, наглядность, технические средства, дискуссии. Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое  является сильным побудителем познавательного интереса.Кроме того, общепризнанным  стимулом,  оказывающим влияние на развитие познавательного интереса, является  успех, вызывающий положительные переживания. Успешная деятельность всегда стимулирует свое продолжение, что позволяет дойти до высшей стадии развития интереса – теоретическому интересу.

4.НОВИЗНА.

Уровень творческой новизны определяется умением учителя комбинировать различные виды  педагогической деятельности, использованием немецкой литературы.

5.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Повышение мотивации в обучении немецкому языку - вот главная идея опыта. Учитель видит личность в каждом ребенке и формирует ее в развитии. Каждый урок Нины Георгиевны обучающий, позволяет детям раскрывать свои способности и возможности, осознавать результаты своего труда. Основной целью является выявление и развитие языковых способностей учащихся, привитие интереса к  изучаемому языку.

6.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Задачи опыта решаются  через использование:

-немецкой литературы  (журнал « YMA », « SCHRUMDURUM »),газеты краевого значения.

-составление ассоциограмм.

-Работа с текстом на уровне невербального восприятия. 

-Речевые зарядки.

-Ролевые игры.

-Использование ТСО  (аудиокассеты, видеокассеты, страноведческая информация, художественные фильмы.)

7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Работая над проблемой развития интереса к немецкому языку, Нина Георгиевна добилась высоких результатов:

-активность учащихся на уроке.

-Повышение интереса к изучаемому языку.

-Наличие у учащихся общественно-значимого опыта взаимоотношений.

-Повышение качества знаний.

-Участие в научно-практических конференциях.

8 АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт может быть применен учителем немецкого языка.

9 ТРУДОЕМКОСТЬ.

Требуются большие затраты времени на подбор материала.

 

Если у Вас возникают вопросы или имеются пожелания - пишите barnaulsch68@rambler.ru,  

 

г.Барнаул МОУ СОШ № 68

Сайт управляется системой uCoz