1. Общие положения.
1.1. Педагог-психолог является работником
образовательного учреждения, осуществляет профессиональную деятельность,
направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и
психологического здоровья воспитанников (учащихся), их родителей, педагогов и
других участников образовательного процесса по следующим направлениям:
· психологическая профилактика,
· психологическая диагностика,
· психологическая коррекция,
· психологическое консультирование,
· психологическое просвещение,
· организационно-методическая
деятельность.
1.2. Педагог-психолог назначается на
должность и освобождается от должности приказом директора образовательного
учреждения. Подчиняется руководителю образовательного учреждения.
1.3. Педагог-психолог в своей
деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными
документами Министерства образования РФ, городских, муниципальных органов
управления образованием, уставом образовательного учреждения, правилами
внутреннего распорядка, приказами руководителя образовательного учреждения,
положением о педагоге-психологе муниципального образовательного учреждения, настоящей
должностной инструкцией.
1.4.
Режим
рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой рабочей недели
регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения. Распределение рабочего времени осуществляется в соответствии с
приказом Минобразования и науки РФ от 27.03.2006 №
69:
· 18 часов отводятся на
диагностическую, консультационную, коррекционную, развивающую работу с
обучающимися (воспитанниками), экспертную, консультативную работу с
педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по
вопросам развития, обучения и воспитания, на участие в комиссиях;
· 18 часов приходятся на подготовку к
проведению консультативно-просветительских видов работ, обработки, анализа и
обобщения полученных результатов диагностики, заполнения отчетной документации,
организационно-методической деятельности и повышения профессиональной
квалификации.
Выполнение указанной работы может
осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при
обеспечении администрацией необходимых условий работы с учетом специфики и
требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его
пределами.
2. Обязанности педагога-психолога.
Педагог-психолог
обязан:
2.1. Реализовывать программу
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса,
утвержденную руководителем образовательного учреждения в соответствии с учебным
и воспитательным планом учреждения, расписанием занятий, личным планом.
2.2. Осуществлять профессиональную
деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и
социального благополучия детей в условиях образовательного учреждения.
2.3. Способствовать гармонизации
социальной сферы образовательного учреждения и осуществлять превентивные
мероприятия по профилактике возникновения социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников).
2.4. Анализировать динамику процесса
психического и личностного развития учащихся (воспитанников) и принимать меры
по оказанию психокоррекционной и консультативной
помощи.
2.5. Направлять проблемных детей на
консультацию в психологические и медицинские центры.
2.6. Проводить индивидуальную и
групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения, в
том числе, при переходе учащихся (воспитанников) в новую возрастную категорию в
соответствии с планом работы, запросом администрации, в рамках консультативного
процесса.
2.7. Определять факторы,
препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимать меры
по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной,
реабилитационной и консультативной).
2.8. Подбирать и использовать в
коррекционно-развивающей работе адекватные апробированные авторские программы
или разрабатывать собственные программы с учетом индивидуальных и
половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников).
2.9. Способствовать развитию у обучающихся (воспитанников) готовности к ориентации в
различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.10. Консультировать участников
образовательного процесса по вопросам обучения, развития, конструктивного
взаимодействия детей и взрослых.
2.11. Составлять психолого-педагогические
заключения по результатам диагностики и консультирования учащихся
(воспитанников) и доводить их содержание до сведения родителей (законных
представителей) и педагогов в допустимом объеме.
2.12. Участвовать в работе
педагогических, методических советов, в родительских собраниях, консультациях,
оздоровительных воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных
образовательной программой, локальными нормативными актами образовательного
учреждения.
2.13. Проводить семинары-практикумы
для педагогических работников, групповые и психологической культуры.
2.14. Вести
организационно-методическую и аналитико-статистическую работу.
2.15. Своевременно оформлять
учетно-отчетную документацию по установленной форме и использовать ее по
назначению.
2.16. Соблюдать этические принципы
профессиональной деятельности педагога-психолога.
3. Права педагога-психолога.
3.1. Совместно с руководителем
определять приоритетность основных направлений деятельности и их содержательную
наполняемость по видам работ с последующим документальным оформлением в виде
плана работы на установленный отчетный период.
3.2. Самостоятельно выбирать и
использовать методы психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса.
3.3. Давать участникам
образовательного процесса задания, связанные с организацией и проведением
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, а также с
обеспечением порядка и дисциплины в течение времени их продолжительности.
3.4. Участвовать в управлении
образовательным учреждением в порядке, определенном его Уставом.
3.5. Знакомиться с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, получать
копии указанных жалоб и других документов.
3.6. Повышать свою квалификацию не
реже одного раз в пять лет в объеме не менее 72 часов единовременно или блочно
в течение нескольких лет.
3.7. Проходить аттестацию на
соответствующую квалификационную категорию на добровольной основе.
3.8. Пользоваться другими правами в
соответствии с Уставом образовательного учреждения, трудовым договором,
законодательством РФ.
5. Ответственность педагога-психолога.
Педагог-психолог
несет ответственность за:
5.1. Качество используемых
методических материалов для психодиагностики, обработку результатов
психодиагностических исследований, их анализ, соответствующее использование
диагностических заключений.
5.2. Качество и конфиденциальность
собранной информации об индивидуально-психологических особенностях детей,
родителей, педагогов.
5.3. Своевременное и правильное
оформление, ведение и хранение учетно-отчетной документации.
5.4. Соблюдение и защиту прав и
свобод воспитанников и учащихся.
5.5. Строгое соблюдение должностной
инструкции, принципов деятельности педагога-психолога.
5.6. Строгое соблюдение норм и правил
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.