НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ №24
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛШЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества
образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №68» (Положение о СОКО ОУ) разработано в соответствии
с законом РФ «Об образовании», Федеральной целевой программой развития
образования на 2006-
1.2. Деятельность системы оценки
качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №68» (СОКО ОУ) строится в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации, Алтайского края, органов
законодательной и исполнительной власти
г. Барнаула, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества
образования.
1.3. Положение о СОКО определяет
цели, задачи, принципы и критерии системы оценки качества образования, ее
организационную и функциональную структуру.
1.4. Положение распространяется на деятельность всех
педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих
профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том
числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.5. Качество
образования признается как интегральная характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия ресурсного
обеспечения, образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
1.6. Оценка
качества образования осуществляется с помощью диагностических и оценочных
процедур на основе выявления степени соответствия ресурсного обеспечения,
образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям.
1.7. Система оценки качества образования
представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм
и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой
концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений
обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем,
качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.8. Система
оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №68» включает национальный, федеральный,
региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, уровни
участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей
(законных представителей).
Функциональная
составляющая деятельности оценки качества образования на каждом уровне
характеризуется:
- инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня
(федерации, региона, муниципалитета и т.д.) в вопросах управления
качеством образования;
- вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития
качества образования (региона, муниципалитета, отдельного образовательного
учреждения).
1.9. Оценка качества образования в муниципальном
общеобразовательном учреждении предполагает:
- оценку
индивидуальных достижений обучающихся;
- оценку образовательных программ (включая
образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные
федеральные, региональные и муниципальные образовательные стандарты);
- оценку
качества деятельности образовательного учреждения;
- оценку качества управления образовательной системой
учреждения.
1.10. Основными объектами
оценки качества образования являются:
- учебные и
внеучебные достижения учащихся;
- образовательные программы всех типов и видов;
- образовательные организации (учреждения) и их
системы, обеспечивающие образовательный
процесс и процесс управления.
1.11. Потребителями
результатов деятельности СОКО ОУ являются субъекты, заинтересованные в
использовании СОКО ОУ как источника объективной и достоверной информации о
качестве образовательных услуг. Основные пользователи результатов системы
оценки качества образования:
-
государство (органы законодательной, исполнительной и судебной власти г.
Барнаула);
-
личность (отдельные граждане);
-
производство (предприятия г. Барнаула и их объединения);
-
общество (общественные и научные организации);
-система образования (образовательное
учреждение и его система).
1.12. Диагностические и оценочные процедуры в рамках
СОКО ОУ проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов
(экспертных сообществ). Требования к экспертам, занятым оценкой качества
образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими
реализацию процедур оценки качества образования.
1.13. Мониторинг и оценка качества образования в
образовательном учреждении проводится по следующим уровням и ступеням
образования:
- дошкольное общее образование (при наличии
предшколы);
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование.
1.14. Мониторинг и управление качеством образования в
СОКО ОУ осуществляется на уровне образовательного учреждения. Оценка качества образования осуществляется на основе
системы показателей, характеризующих основные аспекты качества образования
(качество результатов, качество условий и качество процесса).
Перечень показателей качества и их
эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими
процедуры контроля и оценки качества образования на всех уровнях СОКО
(федеральный, региональный, муниципальный уровень).
1.15. Образовательное учреждение обеспечивает
проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение определенной
модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее
использования полученных результатов.
1.16. Итоги оценки качества образования используются
для стимулирования учащихся, педагогов, руководителей учреждения к достижению
высоких результатов.
1.17.
СОКО образовательного учреждения является составной частью
реализации муниципальной модели внедрения КПМО в рамках направления:
«Развитие региональной системы оценки качества образования».
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОКО ОУ
2.1. СОКО ОУ создается с целью совершенствования качества образования и управления
качеством образования на уровне образовательного учреждения, а также предоставления
основным пользователям результатов
системы оценки качества образования достоверной информации о качестве
образования в ОУ.
2.2. Основными задачами СОКО ОУ являются:
1)
создание
(апробация) модели СОКО ОУ;
2)
утверждение
системы критериев, показателей и индикаторов
СОКО ОУ в соответствии с муниципальным стандартом оценки качества
образования;
3)
организация
методического сопровождения по
внедрению СОКО ОУ;
4)
мониторинг и
оценка качества образования на основе выбранной модели СОКО ОУ;
5)
выявление
факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных
целей СОКО ОУ;
6)
оценка и
стимулирование деятельности педагогических работников по результатам оценки
качества;
7)
привлечение
общественности к независимой внешней оценке качества образования на всех
уровнях и ступенях;
8)
повышение уровня
информированности участников образовательного процесса и общественности о
результатах оценки качества образовательных услуг в ОУ;
9)
прогнозирование
развития образовательной системы
учреждения.
2.2. В основу функционирования СОКО ОУ
положены принципы:
-
целостности;
-
иерархичности;
-
объективности;
-
достоверности;
-
полноты и системности;
-
оперативности (своевременности);
-
открытости, прозрачности, гласности;
-
активного взаимодействия с внешней средой;
-
рефлексивности;
-
непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования.
2.3. Принципы формирования системы критериев (показателей и
индикаторов) оценки качества образования:
- ориентация на требования пользователей;
- учет
потребностей системы образования (сопоставимость системы критериев с
федеральными, краевыми и муниципальными
аналогами инвариантных критериев);
-
минимизация системы критериев (показателей и индикаторов);
-
инструментальность и технологичность используемых критериев;
-
оптимальность использования источников первичных данных;
-
соблюдение морально-этических норм в отборе критериев.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СОКО ОУ
3.1. Организационно-технологическая
структура СОКО ОУ:
-образовательное
учреждение и его система;
-
система подготовки специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур по
новым технологиям;
-
банк инструментария педагогических измерений;
-
стандартизированные контрольно-оценочные процедуры;
-
городской банк образовательной
статистики;
-
методики оценки качества образования.
3.2. Организационно-функциональная
структура СОКО ОУ включает следующие элементы:
- администрация общеобразовательного
учреждения;
- рабочая группа СОКО ОУ;
-школьные методические
объединения (кафедры);
- экспертный совет и
экспертные группы;
-целевые аналитические
группы;
- Совет образовательного
учреждения;
- родительский комитет школы;
- др. общественные институты
ОУ.
4.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОКО ОУ
4.1
Администрация школы
4.1.1.
осуществляет нормативное правовое
регулирование:
-
разработки модели СОКО на уровне ОУ;
-
организации научно-методического сопровождения внедрения модели СОКО ОУ;
-
мониторинга и оценки качества образования в системе образования ОУ на основе разработанной модели;
- выявления
факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей
повышения (изменения) качества образования;
-
привлечения общественности к внешней оценке качества образования в ОУ на всех ступенях;
-
разработки новых моделей управления качеством образования на уровне ОУ;
-
определения стратегических целей (прогнозирование) развития системы образования ОУ;
4.1.2.
использует систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования
г. Барнаула;
4.1.3.
выполняет техническое задание на проведение мониторинга и оценки качества
образования;
4.1.4.
определяет организационные схемы обеспечения пользователей информацией о
качестве образования ОУ;
4.1.5. принимает управленческие решения по
результатам оценки качества образования ОУ.
4.2 Рабочая группа СОКО
ОУ:
-
участвует в разработке модели СОКО на уровне ОУ;
- координирует функционирование системы оценки
качества образования на уровне ОУ;
- обсуждает и принимает
коллегиальные решения по стратегическим вопросам оценки качества
образования;
- планирует мероприятия в области оценки качества
образования на уровне образовательного учреждения.
4.3. Школьные методические объединения:
-
организуют научно-методическое сопровождение внедрения модели СОКО ОУ;
- участвуют в процедурах оценки
качества индивидуальных образовательных достижений учащихся, профессиональной
компетентности педагогов и их деятельности, оценки качества образовательного
процесса, качества инновационного
деятельности, качества оценки условий (комфортности) обучения; оценки
качества воспитательной работы по предмету, качества материально-технического
обеспечения;
-
обеспечивают информационно- методическую поддержку педагогических
работников в ходе подготовки и проведения ЕГЭ, государственной (итоговой)
аттестации по новой форме выпускников 9 классов, аттестации педагогических
работников;
-
участвуют в диссеминации педагогического опыта;
-
ходатайствуют о поощрении педагогических работников за высокие показатели
качества образования;
-
заслушивают аналитические отчёты педагогов и выступают в качестве заявителей
в ПНПО в конкурсе лучших учителей.
4.4. Экспертный совет и экспертные группы:
-
обеспечивают внешнюю экспертную оценку результативности профессиональной
деятельности учителей ОУ на основании портфолио учителя согласно Положению об
оценке результативности профессиональной деятельности учителя.
4.5. Целевые аналитические группы:
-проводят
мониторинг и оценку качества образования в системе образования ОУ на основе
муниципального стандарта качества образования;
- выявляют факторы и риски, влияющие на качество
образования и способствующие достижению
поставленных целей повышения (изменения) качества образования;
-
выполняет техническое задание на проведение мониторинга и оценки качества
образования.
4.5. Управляющий совет школы:
-содействует
реализации принципа общественного участия в управлении образованием в
учреждении;
- участвует
в согласовании определения
стимулирующих доплат педагогическим работникам по результатам оценки качества
образования;
- участвует
в обсуждении и заслушивает руководителя школы по реализации СОКО ОУ;
-готовит
предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития
учреждения;
- осуществляет
общественный контроль за качеством образования и деятельностью учреждения в
формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
-принимает
участие в оценке качества образования, в том числе в лицензировании и
аккредитации учреждения;
-даёт
оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКПМО.
4.6. Родительский комитет школы:
-
участвует в обсуждении СОКО ОУ и процедурах оценки качества
материально-технического обеспечения, условий комфортности обучения, оценки
системы дополнительного образования, качества воспитательной работы,
организации питания, оценки состояния здоровья обучающихся.
4.7. Другие общественные институты ОУ:
Профсоюзный комитет ОУ:
-
контролирует исполнение трудового законодательства, дополнительных соглашений к
трудовым договорам сотрудников, Коллективного договора, правил внутреннего
трудового распорядка, должностных инструкций работников образовательного
учреждения;
-
участвует в определении стимулирующих доплат педагогическим работникам по
результатам оценки качества образования;
-
участвует в поощрении педагогических работников за высокие показатели качества
образования.
4.8.
Реализация СОКО ОУ осуществляется через процедуры оценки качества:
–индивидуальных
образовательных достижений учащихся;
- профессиональной
компетентности педагогов и их деятельности;
- образовательного процесса;
- материально-технического
обеспечения;
- инновационной деятельности;
- условий комфортности
обучения;
- доступности образования;
- сохранения контингента
учащихся;
- системы дополнительного образования;
- организации питания;
- состояния здоровья
обучающихся;
- качества воспитательной
работы;
- качества
финансово-экономической деятельности;
- открытости деятельности
образовательного учреждения;
-управленческой деятельности.
4.9.
Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и
параметров качества устанавливаются в муниципальном стандарте качества (уровень
образовательного учреждения).
5. ПРОЦЕДУРЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Реализация СОКО ОУ осуществляется через процедуры оценки качества:
-
лицензирование ОУ;
-
государственную аккредитацию ОУ;
-
государственную (итоговую) аттестацию выпускников;
-
независимые формы итоговой аттестации по ступеням образования;
-
мониторинг качества образования;
-
внутренний мониторинг ОУ и педагогической деятельности;
-
общественную экспертизу качества образования;
- рейтинги
образовательных учреждений;
-
конкурсы.
5.2. В основу содержания процедур оценки качества образования положены
следующие критерии оценки качества
образования:
1. индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
2. профессиональная компетентность педагогов и их
деятельности;
3. организация образовательного процесса;
4. материально-техническое обеспечение;
5. инновационная деятельность;
6. условия обучения;
7. доступность образования;
8. сохранение контингента обучающихся;
9. система дополнительного образования;
10. организация питания;
11. состояние здоровья обучающихся;
12. воспитательная работа;
13. финансовое обеспечение;
14. открытость деятельности ОУ;
15. эффективность управленческой деятельности.
5.2.
Номенклатура показателей и индикаторов для
критериев оценки качества, а также
периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности и формы результатов оценивания устанавливаются в муниципальном
стандарте оценки качества (уровень образовательного учреждения).
5.3.
При оценке качества образования основными
методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и
измерение. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается
нормативными муниципальными и локальными актами.
6. ГЛАСНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Гласность и открытость
результатов оценки качества
образования обеспечивается путём предоставления информационных материалов:
- основным
потребителям результатов СОКО ОУ;
-средствам
массовой информации.
Публичный
доклад (отчёт) ОУ размещается на официальном
сайте образовательного учреждения.